Дмитрий Тарасенко

крымский

 (Главная) Очерки Статьи Рассказы Стихи Песни Книги Крымоведение  
Создатель Российского кино

Потомственный дворянин Александр Ханжонков (1877-1945) оставил военную службу и посвятил жизнь киноискусству. Из рядовых предпринимателей, привозивших первые зарубежные фильмы в Россию для проката в крупных городах, Ханжонков быстро вышел в ведущие кинопрокатчики. Ему было не все равно, на чем зарабатывать. Он привозил из Америки и Европы лучшее и опережал конкурентов именно потому, что слишком любил кино. Заработанные деньги Александр Алексеевич вкладывал в производство отечественных кинолент.  В Москве этот кудесник даже архиерея убедил разрешить строительство студии, прокрутив для него несколько фильмов, так что служитель культа, считавший кино порождением сатаны, прослезился и убежденно изрек: "До чего же Господь может умудрить человека!". С 1909 года заработало первое киноателье акционерного общества "А. А. Ханжонков и К°".

Настоящим триумфом стал первый в России полнометражный фильм, созданный под руководством Ханжонкова, - "Оборона Севастополя". На той же кинофабрике родилась и первая мультипликация.

Убедившись, что снимать фильмы удобнее под теплым и солнечным небом, кинофабрикант переехал в Крым. Вот что писал он в своей книге "Первые годы русской кинематографии": "...Наученный горьким опытом, я пришел к заключению, что для спокойной и продуктивной работы необходимо иметь на лето специальную базу с хорошо оборудованной площадкой для декоративных постановок... Мой выбор места для такой базы остановился на Крыме, где и солнечных дней в году больше, чем на Кавказе, да и дорожное сообщение гораздо лучше.

Для этой цели в Ялте на Аутской был куплен участок с декоративными растениями и соответствующим домом. Здесь мы и решили оборудовать нашу первую в русском кинопроизводстве собственную съемочную летнюю базу".

С весны 1917 года Ханжонков жил в Ялте. Нам и представить себе тяжело, что в этот год можно было работать, да еще быть предпринимателем! В московском ателье дело почти остановилось; правда, в Ялте на зиму осталась опытная артистка Рындина. В гостинице "Ореанда" она открыла студию для подготовки киноартистов; недостатка в учениках не было. К тому же в Ялту выехала группа художественных и технических сотрудников, так что производство фильмов продолжалось.

В 1918 году в Крым пришла Красная армия. На одной из репетиций великосветского бала (для новой картины) в студию вошли люди с наганами, гранатами, опоясанные пулеметными лентами. Среди них был начальник войск Ялтинского района Нератов. В наступившей жуткой тишине Ханжонков первым, не дожидаясь вопросов, по-военному четко разъяснил, почему здесь так много людей в белогвардейских мундирах. Вполне удовлетворенный, начальник не только отпустил командиров, но и попросил разрешения остаться на съемке, потому что сам "очень интересуется кинематографическим делом".  

С приходом немцев работа приостановилась, а к лету 1918 года в Ялту опять стали прибывать люди искусства, проезжая через Оршу и Одессу, чтобы в стороне оставался центр гетманской Украины. В Московском ателье работа понемногу налаживалась; к юбилею фирмы занялись, при участии сорока человек, созданием грандиозной киноленты по роману Ф. М. Достоевского "Идиот". Но в 1919 году опять переменилась власть. Весной городская электростанция прекратила подачу тока, и пришлось срочно налаживать свою. Бензина не было, двигатель работал на керосине, при этом он так фырчал и стрелял, что однажды к территории кинофабрики прислали вооруженный отряд - выяснить, по какому случаю эта канонада... Летом красные опять ушли из Крыма, и в Ялте взялись хозяйничать интервенты-англичане. Волей-неволей кинопромышленники стали подумывать о возможности съемок русских фильмов за границей. Дела окончательно разладились, и к 1920 году в России уже не было частных кинопредприятий. По настоянию жены Ханжонков уехал в Австрию. Но, подобно многим образованным, удачливым, интеллигентным гражданам, бежавшим от красного террора за границу, а потом поверившим в обновленное государство (уж очень хотелось поверить, ведь родина!), Александр Алексеевич возвратился в Россию. Как писала газета "Известия ВЦИК" от 5 декабря 1923 года, вернулся он по приглашению заведующего Госкино. Чем встретила его Ялта? Дома, купленные им для ателье, были конфискованы. Семье Ханжонкова дали проходную комнату в доме по улице Севастопольской и предложили работу консультантом на Ялтинской киностудии...

В 1941 году немецкие оккупанты вернули Ханжонкову его комнаты. Именно этого не простили пионеру "самого важного" из искусств. После освобождения Крыма бывшего фабриканта обвинили в сотрудничестве с фашистами. Впрочем, улик не было,  и Ханжонков не был осужден. Здесь же, в Ялте, еще год прожил первый российский кинопромышленник, основатель будущей Ялтинской киностудии. Лишенный продовольственной карточки, больной, голодный.

Увы, такова история русского кино, да и сама наша история. Узкие просветы удач и побед на черном фоне переломанных судеб.









Литературный СевастопольКрым литературныйО людях искусстваИсторические личностиОткрыватели неоткрытого Защитники СевастополяЕщё о людяхМама
В осиянных городах Киммерии
Игры мальчика в Бога
Владимир. Воспоминания
Чёрный фонБелый текст
Зелёный фонСерый текст
Синий фонРозовый текст
(Наш фон)
Салатовый текст
Фиолетовый фон
(Наш текст)
Голубой фонФиолетовый текст
Салатовый фонТёмно-синий текст
Розовый фонСиний текст
Серый фонЗелёный текст
Белый фонЧёрный текст


Адрес Дмитрия Тарасенко: dmitar@list.ru