"Архитектор высочайшего двора"
Николай Петрович Краснов (1864 - 1939) родился в Коломенском уезде Московской губернии, в семье небогатых крестьян. Двенадцати лет он поступил в очень престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учиться в этом учебном заведении было, по словам современника, "неслыханной честью для молодежи 70-80-х годов". Мальчику помог кто-то из меценатов, возможно, владелец тогдашнего Гурзуфа П. И. Губонин. Первой самостоятельной работой молодого архитектора стало проектирование "Несгораемого театра" на 1500 зрителей; за этот проект Московское художественное общество наградило его серебряной медалью. В 1887 году, по окончании Училища, Краснов переехал в Ялту и уже в 23 года, присягнув на верность Государю Императору, стал городским архитектором. Здесь он женился на дочери владельца доходных домов Анне Михайловне Фарбштейн. Родилось у них трое детей; так и прожили супруги до последних дней - в любви и согласии. Два дома построил архитектор для своей семьи. Первый остался на улице Пушкинской, недалеко от нынешнего католического костела (который он тоже проектировал), а второй, через десять лет, - на бывшей Николаевской улице (сейчас это административный корпус санатория "Орлиное гнездо"). Ответственная и, увы, не высокооплачиваемая работа городского архитектора требовала огромных усилий. Тем более что строить надо на Южном берегу, а здесь горы, скальный грунт, непривычные стройматериалы, вероятность оползней и землетрясений. Но все учитывал молодой архитектор и справлялся с этой работой мастерски! Он сразу получил от Городской Думы задание и стал прокладывать городскую канализацию, расширять Набережную, перестраивать морской порт. Участвуя в разработке плана города, Николай Петрович настойчиво предлагал строить улицы шириной не меньше четырех саженей, а здания - на высоту, не превышающую ширину улиц. Ведь горы украшают Ялту лучше самых красивых строений, они не должны перекрываться крышами. Очень удачно спроектировал Краснов здания женской гимназии (ныне школа № 5), мужской гимназии с церковью и пансионом-общежитием (сегодняшний институт "Магарач"). Вместе с инженером-путейцем В. Д. Мещерским Николай Петрович благоустраивал Пушкинский бульвар (нынешнюю улицу Пушкина). Правда, построенную Красновым Николаевскую часовню рядом с морским портом разрушили воинствующие атеисты в 30-х годах ХХ века. Да мало ли что с той поры не сохранилось? Исчез, к сожалению, сам дух местности, подчеркнутый великим зодчим в его время. Город расширялся, архитектор стал получать частные заказы на строительство особняков и разбивку парков. Важно было не просто спроектировать здание, но верно подобрать его стиль, чтобы органично вживить в общую картину города. Величайшая заслуга Краснова перед горожанами и гостями в том и состоит, что он почувствовал, какою должна стать Ялта - курортная столица России! С его появлением закончилась эпоха случайной застройки "города-сада" красивыми одинокими виллами, без оглядки на местность. Нет, в Ялте все рукотворное должно соответствовать стилю природных "строений" - и дополнять их вечную гармонию. Под руководством и стараниями Николая Петровича началось именно такое строительство. Что сберегли ялтинцы до сих пор - тем и любуются. С начала девяностых годов Краснов постоянно избирался гласным ялтинской Городской Думы. При его участии стали решаться вопросы городского строительства, санитарного состояния, социологических исследований. Но влекла его настоящая творческая работа, связанная с монументальным для той эпохи строительством В 1899 году Николай Петрович, после двух настойчивых прошений об отставке, был освобожден от должности городского архитектора, на которой работал двенадцать лет. Теперь он получил досуг, чтобы строить только самые значительные здания и парки - будущую красу и гордость Крыма: великокняжеские дворцы в имениях "Дюльбер", "Чаир", "Харакс", "Ай-Тодор", мечети в Гурзуфе и Коккозе (с. Соколином). Краснов построил для князя Ф. Ф. Юсупова роскошную виллу в Кореизе, а в том же Коккозе - охотничий домик, больше похожий на дворец. Но главной работой стало, конечно, возведение Ливадийского дворца... После 1917 года убежденный монархист Краснов, не желая нарушать однажды данную присягу, оказался не у дел. Жить в Крыму архитектору стало не на что и незачем. Он продал свое имение и в 1919 вместе с семьей уехал на Мальту, а еще через три года - в столицу Югославии. Там он тоже не остался без работы, но Белград к тому времени был уже застроен, и ялтинский архитектор выполнял, в основном, частные заказы. Так и доживал Николай Петрович в Белграде, там и похоронен. Среди югославских архитекторов остались его ученики. Первую настоящую книгу об "архитекторе высочайшего двора" написали ученые Николай Калин и Марина Земляниченко. Книга издана крымским издательством "Бизнес-информ" в 2005 году. |