Дмитрий Тарасенко

крымский

 (Главная) Очерки Статьи Рассказы Стихи Песни Книги Крымоведение  
Шесть тысяч "марин"

С именем Айвазовского (1817-1900) связана вся новая история Феодосии. Здесь Иван Константинович родился и начинал свои заработки с того, что носил в богатые дома родниковую воду. Провинциал, безродный сын базарного старосты, он с детства так охотно и столь искусно рисовал, что в шестнадцать лет сумел, с помощью графа М. С. Воронцова, поступить в Академию художеств. Получив за успехи золотую медаль "первого достоинства", молодой художник был командирован на два года в Крым для изучения морских видов, а в 1940 году - за границу "для дальнейшего усовершенствования в художестве". На Парижской выставке в 1843 году его наградили золотой медалью, а через год в Амстердаме ему присвоили звание академика.

В 1844 году, получив звание академика в России, а потом и должность Первого художника Главного военно-морского штаба, Иван Константинович взялся выполнять очень сложный и ответственный заказ - надо было изобразить все военные укрепления русских городов на Балтийском море. В 1845 он отправился путешествовать на военном корабле по Эгейскому морю… И всего через год вдруг заявил о намерении поселиться в своей родной Феодосии. Из столицы, да после таких успехов, - обратно? Это было вовсе непонятно московской публике. Но художник не слушал никого и вернулся на родину. В 1848 году он построил в городе художественную мастерскую, организовал там школу живописи, а позже увлекся и много лет занимался археологическими раскопками. Редкое начинание обходилось без его участия: человек богатый и знатный, вхожий в царскую семью, он стал истинным "отцом города". Узнав, например, что на главной улице Итальянской строится одноэтажный дом, Иван Константинович вызвал хозяина и пристыдил его: "Как вам не стыдно! Вы богатый человек, что вы делаете? Вы мне улицу портите!". И смущенный домовладелец поскорее достраивал недостающий для общей гармонии второй этаж...

Айвазовскому-маринисту не было равных с мире. Великий труженик оставил более шести тысяч "марин"; работал он быстро, по памяти, тонко прорисовывая каждую волну, каждый клочок пены. Он предпочитал работать над огромными картинами, очень дорого их оценивал и при жизни большую часть продал. Разошлись шедевры по всему миру, даже одну из комнат американского Белого дома украшает полотно из Феодосии.  

Айвазовский показал человечеству редчайший пример сочетания свойств характера, которые должны бы исключать друг друга. Из творческих людей почти всегда получаются плохие чиновники и уж вовсе никчемные торговцы. Да им вообще среди окружающих неуютно. Но Иван Константинович служил исправно, умел выгодно продавать свои работы, был богатым, знатным и, можно сказать, по-настоящему везучим человеком. Кроме огромного таланта природа подарила ему редкую энергию, жизнелюбие и доброжелательность. Вместе эти качества сложились в то, что люди называют счастьем.

В самом подходящем возрасте - в тридцать один год художник женился на англичанке Ю. Я. Гревс и признавался потом в одном из писем: "Теперь я спешу сказать Вам… о моем счастье. Правда, я… влюбился как никогда... теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что… я никогда не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так я и женился…"

Счастье продолжалось почти двадцать лет; выросли четыре дочери. Но брак все же распался, и это, наверное, была единственная серьезная драма в жизни Айвазовского. Богатый, знатный, бесконечно уважаемый в родном городе возле теплого моря, среди любимых пейзажей (неужели лучше было в столице?), Айвазовский скучал без общества и постоянно принимал гостей. К нему приходили люди разных сословий, в том числе выпускники гимназии; по отзывам современников, хозяин ни к кому не проявлял и тени высокомерия. Он охотно появлялся на свадьбах, участвовал в крестинах, а потом щедро одаривал молодоженов и крестников. Своей старенькой няне художник подарил домик, в котором родился. Он постоянно строил и открывал что-нибудь полезное для сограждан - городской концертный зал, выставочный зал галереи, здание для археологического музея. Более того, он построил в городе морской порт и провел железную дорогу в Феодосию! А в 1880 году художник открыл здесь первую в России периферийную картинную галерею.

Айвазовский постоянно думал о своем городе и помогал его жителям. Например, горожанам всегда не хватало питьевой воды, ее собирали по каплям из полуразрушенных генуэзских фонтанов. В богатые дома чистую воду приносили водоноши (как в детстве доводилось и самому Ивану Константиновичу), а бедняки вынуждены были пить солоноватую воду из колодцев. И вот однажды Айвазовский передал городу воду из источника в своем имении, написав в специальном обращении: "Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника". Второй фонтан, по своему проекту, художник построил в центре Феодосии, а третий - на базарной площади. Часто устраивая выставки своих работ, Иван Константинович направлял вырученные деньги на благие дела, и таких денег набралось не меньше 70 тысяч рублей. Трудно удержаться и не вспомнить еще раз изречение графа М. С. Воронцова о том, как должны вести себя богатые! Но похоже, что Айвазовский думал не об отношении к себе сограждан, а просто бывал счастлив, когда совершал что-то доброе.

Не пораженный высокомерием в отношении простых людей, он умел проявить власть перед чиновниками. Например, когда по его инициативе планировали в центре города строительство клуба и концертного зала (дом художника и картинная галерея уже стали тесноваты), проектировщики слишком долго готовили чертежи. "Отец города" потерял терпение и приказал строить здание немедленно, разметив его границы на земле тростью. И ничего, справились!..

Второй раз Иван Константинович женился в 65 лет - на женщине, которая была на сорок лет моложе. И прожил с нею до конца своих дней. Чтобы отмести традиционные подозрения в корыстном замысле этого "неравного брака", надо почувствовать его истинную основу. После смерти Айвазовского вдова была столь безутешна, что замкнулась на остаток жизни в свои воспоминания о прожитых с ним восемнадцати годах, ни с кем не общалась и почти не выходила из дому. А он и ушел из этого мира легко - вернулся домой после поздней вечеринки, просто лег спать и не проснулся. В заранее составленном завещании этот светлый человек выразил желание передать городу свой последний, самый главный подарок - красу и гордость нынешней Феодосии, картинную галерею

"Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу, Феодосии, моему родному городу…"









Литературный СевастопольКрым литературныйО людях искусстваИсторические личностиОткрыватели неоткрытого Защитники СевастополяЕщё о людяхМама
В осиянных городах Киммерии
Игры мальчика в Бога
Владимир. Воспоминания
Чёрный фонБелый текст
Зелёный фонСерый текст
Синий фонРозовый текст
(Наш фон)
Салатовый текст
Фиолетовый фон
(Наш текст)
Голубой фонФиолетовый текст
Салатовый фонТёмно-синий текст
Розовый фонСиний текст
Серый фонЗелёный текст
Белый фонЧёрный текст


Адрес Дмитрия Тарасенко: dmitar@list.ru