Король смеха
В Севастополе родился и до 16 лет прожил русский писатель-юморист Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925). Советские энциклопедии эту фамилию не упоминают. Как непримиримого противника октябрьской революции, его бы и вовсе не печатали, да внес путаницу рекомендательный отзыв Ленина: хоть, мол, и враг, но талантлив. Один из сборников Аверченко так и называется "Дюжина ножей в спину революции". В эмиграции "враг" не утратил истоков творчества - наоборот, с новой силой нападал на революционеров, которых "не понял". Аверченко доживал в Чехии, там было опубликовано собрание его сочинений. Драматург, редактор, театральный критик… Но главное, чем он прославился, это юмор. С 1910 года ему присвоили не утвержденный официально титул "короля смеха". Юморист очень много и серьезно работал, редактировал несколько журналов, в том числе любимый читателями "Сатирикон", наполовину заполнял его собственными рассказами. Юмор Аверченко понятный и очень разнообразный, с изрядной долей сатиры, но без оттенков нравоучения. Аркадий Тимофеевич был не только веселым, он был по-настоящему умным человеком и на все в жизни, от рождения до похорон, умел смотреть иронически. От него не скрывалось ничто нелепое, глупое, бутафорское. Суеверие, пустословие, чванство, подхалимаж, бездумная привычка делать "как все"… - юморист моментально подмечал любой порок и высмеивал легко, не оскорбительно, без лишней злости. Получалось до того остроумно и весело, что даже читатель, чье сходство с персонажем очевидно, не выдерживал и смеялся вместе с автором, смеялся и согласно кивал. Автор не привязывал свой смех к требованиям "исторического момента", потому и не отмерли его рассказы вместе с эпохой. Не устаревают они и теперь. Семью Аркадий Тимофеевич так и не создал - должно быть, от того же ироничного взгляда на женитьбу. Хотя всегда был в центре внимания прекрасных дам. Своих детей у него не было, но чужих он любил и понимал, потому что и в себе чувствовал много детского. Аверченко часто писал о детях - для взрослых. Критик Петр Пильский, хорошо знавший Аркадия Тимофеевича, отозвался о нем коротко и точно: "…все, что он делал, было неизменно овеяно какой-то сердечной легкостью, окружено радостным дружелюбием, всегда сопровождалось удачами и счастьем. В нем жила какая-то внутренняя свобода. С первых же слов он производил ясное впечатление смелости и прямоты. Казался очень уравновешенным и спокойным. Был насмешлив, но не дерзок, был выдержанным, никогда не лгал, умел быть снисходительным к другим и внутренне строгим к себе…" Закончилось детство Аркадия, и он уехал из Севастополя. Юность, переезды, новая жизнь… А в 1919 году Аверченко снова приехал в Севастополь и, не прекращая литературного труда, прожил здесь перед эмиграцией еще год.
Что же видим мы, когда приезжаем издалека на родные улицы и мечтаем хотя бы на денек вернуться в прошлое? Друзья детства, с которыми теперь неуютно, недруги детства, с которыми вас помирило само время... Как похожи люди в той краткой поре ежедневных приключений, и какие метаморфозы творит время! На том заканчивает "Король смеха" рассказ "Три желудя", вряд ли ожидая привычной реакции читателей: "Увы! Желуди одинаковые, но когда вырастут из них молодые дубки - из одного дубка сделают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, а из третьего смастерят такую виселицу, что любо-дорого…" |