Дмитрий Тарасенко

крымский

 (Главная) Очерки Статьи Рассказы Стихи Песни Книги Крымоведение  

Урок музыки

Музыкальная школа. Гаммы и аккорды, верные или еще не совсем верные ноты доносятся из классных комнат. В ожидании конца занятий приходится волей-неволей изучать обстановку этих коридоров - скрипучие полы, заваленные нотными тетрадями шкафы, старое, списанное завхозом и самой жизнью пианино в углу... На стенах портреты великих композиторов и  музыкантов, благородные, слегка отстраненные лица. Вдохновение, порыв, поиск, отчаяние, торжество, усталость, опять вдохновение и порыв... Корифеи ХIХ века, взгляд издалека - оттуда... Осознание недоступности прошлого, незаменимости каждого мгновения, готовность преклониться перед властной и непостижимой силой искусства...

Учеников совсем мало - по одному в каждом классе. Хлопают дверьми, выбегают в коридор, на улицу. Выходят учителя, выносят гитары и аккордеоны, вполголоса переговариваются между собой или со своими учениками. И снова тишина. Улыбки, внимание друг к другу - маленький оазис для детской души, немодный, непопулярный в современной гонке и грызне за место под солнцем, - анахронизм, как само помещение с деревянными половицами в нашем искусственном мире стекла и пластика. Еще не прихапано здание под офис, еще не переселили музыкальную школу в полуподвал или на окраину. Хорошо!

Перед посещением школы мне надо было зайти в универмаг, в отдел по продаже телевизоров и музыкальных центров. Там постоянно работают несколько телевизоров, включены они на музыкальный канал, но без звука. Продавцы нарочно выбрали эту программу, чтобы зря не толпились люди возле экранов, не смотрели фильмы или новости, а только имели возможность оценить качество изображения. Логично. Однако и во время оценки изображения покупатель успевает "налюбоваться" фигурами и лицами на том экране.

Ведущие и артисты обоих полов, в основном, конечно, стройные и молодые, постоянно движутся, изображая не то чтобы эротические, но, скорее, просто непристойные танцы, гримасничают, специально  оттопыривают губы, высовывают язык и подходят совсем близко к видеокамере, чтобы перспективные искажения еще больше изуродовали их, с позволения сказать, лица. В жизни-то они люди, скорее всего, нормальные, возможно, даже симпатичные. Но работа выставляет свои, строго определенные требования. С точки зрения непосвященного, эти артисты ведут себя по меньшей мере странно. Но знатоки объяснят, что в этом их особый шарм, что в данном случае со сцены стремятся не красоту свою (и просто человеческую) подчеркнуть, а выявить стороны самые непривлекательные, бросить вызов человечеству, всем чистоплюям, всем "гнилым интеллигентам"! Позиция очень близка молодежи, притом молодежи неразвитой, у которой есть желание не соглашаться с толпой благонадежных обывателей, но нет возможности чем-либо существенным от этой толпы отличиться. Позы, телодвижения, одежда и даже сами выражения лиц - все бьет в единую цель, бьет без промаха: рейтинг программы давно изучен специалистами. Надо так, именно вот так, без отклонений, тогда будут смотреть и... о Боже, слушать!

Между тем, создается впечатление, что авторы музыкальных клипов, исполнители и вещатели музыкального телеканала - это некие таинственные заговорщики, готовящие революцию, что цель их - однажды и навсегда размежевать понятия "музыка" и "культура", "мода" и "красота", "эротика" и "эстетика". Наступление ведется широким фронтом. Есть немало школьников и особенно школьниц, у которых дома постоянно работает телевизор (что само по себе уже говорит о многом), притом включен этот телевизор всенепременно на канале с буквой "М". Кумиры обоих полов покоряют юных почитательниц и внедряются в их сознание со звуками, со свечением экрана, со множеством занятных шумных спецэффектов. Образы эти стальными буравчиками всверливаются в черепа. Они поселяются в юной душе если не навсегда, то, во всяком случае, до времени, когда серьезные заботы перенацелят внимание повзрослевших телезрительниц, уведут их с полосы эстетического воспитания, обессилят былую тягу к искусству, в данной судьбе - вот к такому.

Десятки фирм насыщают рынок и конкурируют между собой, стремясь к высочайшему качеству звучания этой музыкальной продукции на лазерных дисках. Спецмагазины, рыночные прилавки, отделы книготоргов и супермаркетов... Пересылка почтой, продажа в кредит, изготовление и доставка под заказ... Молодые люди с объемными сумками, заранее готовые к любой реакции клиента, вежливо стучатся в окошки легковых автомобилей: "Покупайте новый альбом группы "Авангард!" Вечером остановится напротив окна такая машина - и комната совершенно бесплатно заполняется произведением этого самого "Авангарда", звучащем на фирменных стереоколонках, при гарантированных изготовителем диапазонах и децибелах.

А ведь неспроста сама собою отмерла телепередача "Угадай мелодию"! Ей нечем питаться: сегодня по одним и тем же пяти-десяти первым нотам можно безошибочно "угадать" сотни современных мелодий. А песенную классику уже всю отыграли.

Но как не запутаться в этом широком, вырвавшемся из-под земли потоке, не отстать от хорошо осведомленных сверстников, не пропустить очередной альбом очередной "раскрученной" эстрадной группы? Для этого как раз и существует музыкальный канал - смотрите, слушайте, познавайте, "оставайтесь с нами"!..

Вот на такие размышления подтолкнуло меня ожидание в коридоре музыкальной школы. Десяти-тринадцатилетние подростки собрались в классе музлитературы. Притихли, в ожидании классической музыки. И вот она, тихая мелодия Гайдна заполнила пространство, оттеснив для юных слушателей весь посторонний мир. Затем начали оживать светлые, феерические картинки этого мира, для каждого свои. Менялись выражения детских лиц. Напряженное внимание, сосредоточенность, ожидание уступали место вольным полетам фантазии; кто-то вспомнил минувшее лето и накат волн на пляже в Евпатории, кто-то - свой поход на вершину Чатыр-Дага; вот этому мальчишке пригрезилась ночная гавань, катера и яхты, пассажирка-одноклассница, а вот тому, низкорослому - большой концерт, где сам он на месте дирижера... Другой вертится, на лице нетерпение. И потом, проявляя своеобразный вызов, достает из кармана плеер, тихонько включает, подносит наушник. Вот так придумал! А, ясно, у него там свои записи, они всегда при нем, - уж не с тех ли лазерных дисков?..

Да, с этим промашка. Брак. Надо бы спросить родителей, как там у них, в доме, насчет эстетического воспитания. Впрочем, не будем высокомерными: немногие из нас, взрослых, могут похвастаться, что сами получили его в нужном объеме, что сумеют на слух отличить того же Гайдна от Бородина, а Шопена от Листа. Это не столько вина наша, сколько беда. Но ведь именно такие уроки приобщают к малоизвестному, приподнимают над искусством телеэкранов и дискотек, взращивают в подростке, помимо знаний и способности чувствовать, еще и нормальную человеческую гордость.

Кроме одного лоботряса (тоже, впрочем, будущего музыканта), слушают все. И слушают, в большинстве своем, спокойно, не меняя выражений лиц. Они реалисты, они просто "внимательно внимают", чтобы получить хорошую оценку. Это тоже неплохо.

Но вот музыка смолкла. Учительница сняла пластинку и закрыла старенький проигрыватель. Чтобы игла не соскальзывала, находчивая женщина утяжелила "трубку", примостив на ней свою компакт-пудру. Пластинка без царапин, звучит чисто, хранится аккуратно, в шкафчике. Там их много! Петли на дверцах жестяные, замочек маленький, еще советского производства, открывается гвоздиком. Да и стекло шкафа запросто можно разбить, однако не было случаев. Вот если бы диски с альбомами "суперзвезд", тогда другое дело! Понадобился бы, как минимум, несгораемый шкаф и замок на десять тысяч секретов. И все равно бы разворовали, потому что до такого товара всегда есть охотники. Не впустую же и не бесплатно работает музыкальный телеканал, круглые сутки эстетически воспитывая молодежь!

Все будет восприниматься этой молодежью иначе, все, а не только музыка и хореография, не только "рифмованные и нерифмованные слова о земле и о небе". Работа, семья, часы досуга, дружба, любовь, неприязнь... Красоты, радости и неизбежные тяготы земные воспримут они по-другому, не под тем углом, что у людей, которые всего подряд не слушали, на экран изо дня в день не глядели и, даже не образованные эстетически, верили себе, а не броской, вездесущей рекламе замедленного действия.

Что же, все-таки, делать в этой непростой ситуации? Какое-то подобие спасения могло бы исходить от самих "заговорщиков". Как табачные и алкогольные фирмы традиционно поддерживают спорт и этим хоть сколько-нибудь заглаживают наносимый ими вред, так, по идее, некая часть баснословных доходов от шоу-бизнеса должна идти на поддержку альтернативного для них, а вообще-то нормального человеческого искусства - бардовской песни, народного фольклора, классической музыки. И конечно, на развитие детских музыкальных учреждений. Ну хоть на новые проигрыватели, что ли!

  Летом у меня гостила дальняя родственница из Москвы. Ее дочка учится в музыкальной школе, она понарассказывала нам столько удивительных историй! В той школе имеется все, чего только могут пожелать себе учителя и юные музыканты; по качеству музыкальных инструментов, по разнообразию учебного оборудования (на зависть нашей находчивой учительнице), по количеству лазерных дисков с лучшими в мире классическими  произведениями школа нисколько не уступает образцовым учебным заведениям Запада. Почему, откуда такое чудо? А ничего нет в этом необъяснимого. Просто полвека назад учился там, начинал свою карьеру композитор Родион Щедрин. Сейчас он живет в Германии, но, человек состоятельный, родную школу не забывает...

     Нашей-то школе вряд ли такая судьба посветит. Но пока она работает, юные симферопольцы, слушатели допотопного проигрывателя, продолжают приобщаться к прекрасному. И никакие музыкальные каналы не погубят эту  проверенную временем традицию, не прельстят учеников фальшивыми эффектами сцены, не проведут границу между понятиями "музыка" и "культура".




Чёрный фонБелый текст
Зелёный фонСерый текст
Синий фонРозовый текст
(Наш фон)
Салатовый текст
Фиолетовый фон
(Наш текст)
Голубой фонФиолетовый текст
Салатовый фонТёмно-синий текст
Розовый фонСиний текст
Серый фонЗелёный текст
Белый фонЧёрный текст


Адрес Дмитрия Тарасенко: dmitar@list.ru