"Даруй мне тишь твоих библиотек…"Что делать теперь с книгами на домашнем стеллаже? Ведь читал их когда-то, глотал том за томом эти бессмертные сочинения русских и зарубежных классиков, радовался, когда постигал еще одного великого, а значит, и сам к нему чуть-чуть приближался! Книги вошли в мою жизнь фейерверком приключений, кладезем мудрости, школой изящной словесности, примером высоких помыслов и благородных поступков. Собрать такие запасы мы можем только в юности. Взрослому хуже дается учеба, ему труднее проникнуться чужими творениями, поверить той очаровательной выдумке, которая в книге настоящего писателя воспринимается правдивее, чем реальные события, изложенные самыми строгими историками. Все наше золото чеканится в юности! Да и некогда взрослому читать, если только он не работает вахтером или оператором котельной. Так что же делать с книгами, - продавать? Ни в коем случае! Там, на полках, воспоминания о нашей лучшей поре - ароматы и краски мира, восторг приключений, вера в счастье. Самим присутствием в доме, как продолжающимся на земле сиянием ушедшей жизни, авторы-классики поддерживают нас, не позволяют впадать в уныние, совершать неблаговидные поступки, сомневаться в себе. Они здесь, эти писатели, каждый с плеядой полюбившихся героев, независимые, живые. Одних мы перерастаем, на других продолжаем глядеть снизу вверх (особенно если полка высокая). Но эта компания не подведет! Стоит взять книгу в руки, ощутить памятный запах ледериновой обложки, раскрыть на любой странице - и к нам опять выходят друзья нашего детства и кумиры юности. Они говорят те же слова, совершают те же поступки; мы смотрим на них уже другим взглядом, но воспринимаем как добрую весть из тех далей, о которых можно только вспоминать. Вот кто поистине "живее живых"! Недаром во многих странах литературным героям ставят памятники... А можно и пройти мимо этого мира правдивой выдумки, чтобы сразу начать подготовку к серьезной взрослой жизни в реальном мире с его жестокостью и постоянным напряжением, с его редкими, требующими больших жертв победами, с однообразием трудовых будней. Однообразием для тех, кто так и не научился (с помощью книг) видеть этот мир великим и многоцветным, даже не объезжая его по экватору. Неуютно стало в наших взрослых библиотеках. Тесно от обилия студентов, холодно. Тягостно видеть, что твой сосед по столу и сидящий с другой стороны, и сзади, и тот, который только готовится занять место, все читают и конспектируют какую-то важную деловую литературу - для оценки, для зачета, для диплома. Никто не читает просто так! Понятно, это студенты, им нужно приобретать специальность, чтобы зарабатывать деньги. Да и школьникам читать книги не обязательно, даже программную литературу, потому что можно купить и вызубрить все предусмотренные этой чертовой программой произведения в сокращении один к десяти или один к ста - как пожелает свободный в выборе тринадцатилетний потребитель! Это все равно что вместо посещения картинной галереи прочитать статью научного сотрудника, где сказано, что и какими средствами изображает на каждом из полотен данный великий художник. И все, мы приобщились к великому, мы уже образованные люди! Еще надежнее вливается в голову информация через телеэкран или монитор компьютера, потому что ее уже отсеяли и прожевали за тебя (но не для тебя). Есть в этом, к сожалению, тягостная закономерность технического века. Над книгой, которая для души, надо думать, а думать не хочется, потому что голова устала от учебы ради дальнейшей работы, ради будущей приличной жизни. Круг замыкается. Учеба по специальности отнимает у молодых людей время от истинной учебы, и потом обладатели дипломов четко разделяются на людей образованных и на куцых специалистов. Впрочем, и в своей единственной специальности последние остаются не более чем квалифицированными исполнителями (если, конечно, не преуспеют по административно-хозяйственной части). Потому что настоящему специалисту необходима широта взгляда; он не специалист, если не сумел развить в себе творческое воображение, интуицию. Эти качества вырабатываются в результате осмысленного чтения художественной литературы, которую не заменить. Ни одна спутниковая антенна не передаст той бездны сигналов, которые можно уловить, если заглянешь в собственное сознание, даже уединившись в темной комнате или в большом кувшине, как делают йоги. Бесконечных глубин этого сознания не откроет нам никакое углубление в учебники, но приблизиться к ним, заглянуть в них поможет книга. Эти зачитанные странички в потертых библиотечных переплетах скрывают в себе все сокровища, все изобретения разума. Но разве только для будущей специальности необходимо чтение? А для личной, так сказать, жизни? Когда супруги общаются между собой лишь на уровне биологических потребностей, общего хозяйства и экономического взаимоконтроля, такому дому хочется предпочесть любую компанию, пока ты молод, или отдельную комнату (да хоть чулан!) - если устал от жизненной суеты. Вечернюю беседу всегда заменит телевизор, так зачем она, эта беседа? И, главное, о чем? Детям тоже рассказать нечего, помимо наставлений да подзатыльников, и чужими растут они в родном доме, при живых, вполне обеспеченных родителях. А причина все та же - пренебрежение с детских лет художественной литературой! В Крымской Республиканской детской библиотеке им. В. Н. Орлова тепло и уютно. Вот место, куда не страшно отпустить ребенка! Ему найдут нужные книги, подберут новые и такие, о которых он только слышал или мечтал, ему разъяснят приносимую чтением пользу, его введут в мир книг, если не смогли или не успели этого сделать родители. То есть, в конечном итоге, повлияют на судьбу. Это не преувеличение: такой уж сложился коллектив. Не безнадежно будущее наших детей, пока существует эта библиотека с ее десятью тысячами читателей! Для детей и для взрослых (так называемых организаторов детского чтения) здесь скрупулезно расписан каждый источник по нужной теме: журнал, газета, статьи в энциклопедии. Ученик приходит сюда со своим школьным заданием, и ему помогают найти все необходимое для подготовки урока, реферата, доклада. Здесь же, на стареньком компьютере, отпечатываются в виде брошюр главные, самые необходимые из этих статей либо просто отдельные мысли. Из этой библиотеки методические брошюры попадают в школы…
Вообще, библиотекари - народ особенный. Можно же бросить все это да заняться настоящим делом! А что не приучатся дети читать, что будут потом с теми же пустыми взглядами проходить мимо взрослых библиотек - это, говоря современным языком, проблемы самих детей и родителей. Найдут себе другие занятия десять тысяч недорослей: вон сколько рядом дискотек да игровых автоматов! Своих бы вырастить… Не будем забывать, однако, что этих "своих" нам предстоит растить не за каменными стенами. С кем они ходят в школу, общаются, дружат, в кого потом влюбляются, кого решают выбрать в спутники жизни? Всего не предусмотрите. Чем больше будет в нашем окружении грубых и примитивных личностей, склонных к стяжательству, сквернословию, преступлениям, тем вероятнее увидеть эти пугающие родителей черты в глазах сына или дочери. Опасность высока, особенно теперь, в век расцвета учреждений иного толка. Ни для кого ведь не секрет, что в борьбе за человека даже лучшие библиотеки по своей первоначальной притягательной силе, по своей численности и материальным возможностям многократно проигрывают массовым увеселительным заведениям. И просветов не видно! Ведь руководители государства в этом исключительно важном вопросе уже два десятилетия занимают позицию случайных зрителей. И своим невмешательством выдают секреты собственного отношения к ее величеству Книге. |