Дмитрий Тарасенко

крымский

 (Главная) Очерки Статьи Рассказы Стихи Песни Книги Крымоведение  

ОСТРОВОК В ЖИТЕЙСКОМ МОРЕ


(сельхозтехникум в селе Маленьком)


В августе 2004 года исполнилось сорок лет с начала нового этапа в жизни сельскохозяйственного техникума Крымской опытной станции садоводства: в 1964 году техникум переехал из Ялты в село Маленькое под Симферополем. К этой дате готовится книга об истории техникума, о традициях, студенческом режиме труда и отдыха, о результатах работы этого удивительного, единственного в своем роде учебного заведения. Мне довелось познакомиться с преподавателями и студентами агротехнического колледжа (так он называется с 1996 года) и поучаствовать в подготовке долгожданной книги, отрывки из которой выношу, как говорится, на суд читателя.


ОАЗИС

Когда-то в селе Маленьком, расположенном в десяти километрах к северу от Симферополя, был небольшой плодовый питомник. Унылый степной пейзаж оживляли только старые тополя, на которые взбирались мальчишки, чтобы напилить на дрова сухих веток. Пыль, суховеи, пронизывающий ветер зимой, а летом желтая трава и глина. Ни гости, ни молодые специалисты в таких местах обычно не задерживаются.

Но прошло сорок лет, и теперь это цветущий островок жизни, оазис на границе юга и севера. Серебристая ель, березка белоствольная, русская, вокруг высокая луговая трава, "анютины глазки" на клумбах. И совсем рядом - атласские кедры, секвойи, ленкоранские акации, каштаны и платаны, а на куртинах цветет японская айва, а над дорожками "золотой дождь"... Деревья ухожены как свои, да и в самой планировке парка ощутима рука и мысль профессионалов. Эти вечнозеленые аллеи - визитная карточка учреждения, результат работы его ученых и практиков, живая оценка их мастерства, таланта, вдохновения.

Отсюда не хочется ни уходить, ни уезжать. Где-то там, за горизонтом, осталась южная степь с ее разбитыми на клетки полями злаков и чахлыми акациями в лесополосах. По другую сторону дожидается город с его суетой, шумом, асфальтом, автомобилями. Город, куда многие рвутся и откуда иногда хочется убежать. Но здесь можно дышать в свое удовольствие, здесь хочется думать, гуляя по чисто выметенным дорожкам. Здесь можно учиться.



РЕЖИМ: ЗА И ПРОТИВ


Сегодня строгий режим удивляет, притягивает и настораживает. Для студентов, которые живут в общежитии, свобода ограничена - хоть заводи разговор о правах человека. Тем, кому еще не исполнился 21 год (то есть, практически, всем) водку в магазине не продают. Ребята возмущаются: "В армию идем с восемнадцати, берем оружие, даем присягу - для этого мы взрослые. А чтобы выпить, так дети?"

Конечно, правы студенты: рано спрашивает с них государство как со взрослых. Но правы и преподаватели, прав установивший этот режим директор (ныне - уже "почетный директор") Эммануил Абрамович Верновский! Не секрет, что не то что в восемнадцать, а и в тридцать лет человек может покатиться по стезе вредных привычек - были бы условия. Теперь же, в нашем современном мире, столько "условий", что впору кричать "Караул!", а не взывать к кодексу о правах недорослей.

Чтобы разрешить бесконечный спор преподавателей, воспитателей, администрации старого закала и молодых людей, требующих полной свободы личности, давайте обратимся к родителям. У них побольше прав в отношении своих чад, да и жизненный опыт имеется. И уж кто как не папа с мамой желает детям добра! Так вот, родители охотно отдают пятнадцатилетних подростков именно в этот аграрно-промышленный колледж, не в "демократичные" учебные заведения, где им, вырвавшимся из-под опеки, предоставят, наконец-то, полную свободу личности. Свободу общаться с кем попало, приходить в общагу когда вздумается, ночевать где ночь застанет, пьянствовать, курить "травку", садиться на иглу или на "колеса", занимать деньги у сомнительных субъектов, попадать в уголовные истории...


Студентам колледжа есть чем заполнить досуг: не редкость -- поездки в театр, экскурсии на Южный берег и в Севастополь. Много лет проводятся турниры КВН. Соревнуются свои команды, потом, выявив победителя, встречаются с командой из бахчисарайского филиала. И, как правило, выигрывают - вот они, библиотеки вместо дискотек! Лидер этого движения Игорь Коваленко, студент колледжа, уже отстаивает честь крымчан за пределами полуострова (недавно ездил на турнир в Сочи), выступает в Киеве, снимается на телевидении. Студенты колледжа постоянно выступают в программе художественной самодеятельности "Софийские зори". В 2004 году по семи номерам из одиннадцати наши студенты получили призовые места. В прошлом 2003 году на галла-концерт в Софию была отправлена одна из студенток нашего колледжа.

Да, именно здесь подростки догляжены и подстрахованы от собственной нерасчетливости, от лихости молодецкой, от дурного влияния и обязательно следующих за ним ударов судьбы. Когда поле не засеяно полезной культурой, на нем разрастаются сорняки. Но где как не здесь в полной мере "засевают" сознание молодых людей полезным и важным, интересным и добрым, не оставляя ни кусочка "под паром"! Колледж принял на себя роль государства, которое устранилось от своей прямой обязанности - от заботы о подрастающем поколении.

Ребята и девушки в нашем студгородке живут в отрыве от семей. Хорошо это или плохо? Всегда ли семья готова стать педагогическим пространством? Библейски-древние, выстраданные человечеством в процессе становления и потому неоспоримые истины сегодня поруганы и раздавлены колесами роскошных машин. Жить праведно и в то же время жить хорошо - всегда было трудной задачей, но сегодня эти два понятия разделяет пропасть. Процветание порока диктует свои железные истины: "Солги, укради, возжелай!.." И заботливые родители, из самых добрых побуждений желая своему чаду успеха в современном мире, не спешат проповедовать вечные ценности. Толку, что сосед наш (или тот же преподаватель) такой честный и добродетельный. Много ли ему за это платят? Правда, потом, возле тюремных окошек, в очередях на прием передач, у этих родителей бывает много времени подумать о том, надо ли было выполнять заповеди. Но это - потом...

Вот и получается, что последним, изрядно пошатнувшимся и потрепанным рубежом в борьбе за подрастающего человека, за формирующуюся личность остается педагогический коллектив. Воспитание входит в функциональные обязанности каждого преподавателя, и никто в современном обществе не делает для этого больше, чем они. Их ли вина, что результаты усилий не всегда совпадают с тем, чего ждут? Никто не может оградить подростков от тягот мира. Но в этом колледже, как в отдельном микрогосударстве, есть возможность создать комфортную, дружескую, то есть, как говорят, благоприятную обстановку.

Интеллигенция, к которой принадлежит и преподавательский состав колледжа, никогда не воспринималась как значимая сила общества. По коммунистической терминологии ее пренебрежительно относили к "прослойке". Вот и эти преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели, а вместе с ними и вся администрация колледжа, если угодно, та самая "прослойка". Но между какими субстанциями? Эти неленивые, вникающие во все, преданные работе люди из последних сил и возможностей поддерживают в своем заведении режим нормальной учебы, здорового быта и незамутненного сознания молодежи. Поэтому, если уж пользоваться технической терминологией, коллектив колледжа можно уподобить прослойке… между асфальтом - и головою падающего на него подростка.

Вот почему родители так горячо приветствуют здешний режим. Более того: режим этот часто служит для них решающим аргументом при выборе учебного заведения!

А скажите, что в этом плохого? Подъем и отбой по времени, зарядка, учеба, спортивные занятия, самоподготовка, часы досуга - все регламентировано. Просадил деньги (чего проще в таком возрасте!) - голодным все равно не останешься, потому что расчет в столовой за добротное, хотя и очень дешевое питание производится по талонам. Конфликты, ссоры и даже драки, неизбежные во всяком молодом коллективе, не остаются грузом на неокрепших душах. Воспитатели вникают (если угодно, "влезают") во все проблемы своих подопечных. Хотя не влезать было бы проще, спокойнее. Даже "раны сердечные" тоже, по возможности, контролируются. Да, воспитатели деликатно корректируют и эту неприкасаемую сферу, потому что знают, сколько с нее начинается бед. И не дай Бог случиться чему-нибудь неординарному - родители тут же будут поставлены в известность. В колледже преподается курс психологии, но помимо этого работает психолог для индивидуальных консультаций. И девушки, и парни часто обращаются к нему в минуты затруднений. Такой психолог есть даже далеко не во всех современных ВУЗах.

И уж совсем редко используется крайняя мера (как назвал ее в своей "Педагогической поэме" А. С. Макаренко, "ампутация"). Отчисляют из колледжа только в безвыходных случаях - за пьянство (после нескольких предупреждений), за систематические грубые нарушения режима. И немедленно - за употребление наркотиков. Можно пожертвовать одним-двумя студентами, чтобы не пропустить эту смертоносную бактерию к сотням.


Простите нас, поборники прав человека, но люди по-настоящему взрослые и ответственные выступают все-таки за некоторое ограничение этих прав. По крайней мере для тех, кто лишь недавно получил паспорт и уехал из родительского дома. Здесь никого не бьют, не штрафуют, не оскорбляют. С нарушителями режима беседуют - проводят все те же бесполезные в тысячах школ и техникумов задушевные беседы! Но в этом колледже, подкрепленные поощрением для лучших групп, они действуют.


ФЕРМЕРСТВО

Где жить? Как жить? Теперь уже мало кто удивляется, когда узнает о людях, переезжающих из столицы в сельские дома без телефонов и телевизоров. В очках, с аккуратной бородкой ученого, ходит вчерашний физик-ядерщик босиком по траве, носит воду из колодца, растит на своей земле экологически чистые фрукты и овощи... Что это, возврат к жизни предков, регресс? Или спасительный, мудрый взгляд в будущее? Словно на зеленый сигнал светофора, стремится горожанин на природно-зеленый свет. Потому что именно этот чистый, напряженный и радостный труд на своей земле был первоосновой жизни и всегда считался трудом самым естественным, самым здоровым! Он оздоровляет не только тело, он необходим для души, для крепкого праведного сна, для неспешного, спокойного взгляда на жизнь, на семью, на свое место в мире. Как огрубляет человека металл и камень, как портят его шальные деньги, так облагораживает природа и труд на земле, и вся эта вечно живая жизнь. Полевые злаки, овощи, виноград, плодовые деревья, домашние животные - то или почти то, что окружало человека со времени его появления на чистой молодой планете, и освоения азов сельского хозяйства, - вот оно здесь, перед тобой! Живет, растет, плодится, и ты властелин этой жизни, ты ее покровитель!

Конечно, будущее за фермерским трудом на своей земле, и потому с развалом системы коллективного хозяйства должность агронома перестала быть столь востребованной.

По последним данным, 51 % специалистов аграрного профиля (агрономы, механизаторы, ветеринары, специалисты бухгалтерского учета) выехали за границу, а из оставшихся всего 2 % работают в сельском хозяйстве. Нет условий труда, нет рабочих мест, нерегулярно выдается издевательски низкая зарплата. Идет крупная реорганизация образования: техникумы и колледжи планируется вывести из разряда высших учебных заведений. Чтобы приблизиться к Европе, техникумы будут приравнивать к профессиональным училищам. Останется три ступени образования: младший специалист, бакалавр и специалист высшего звена. Единственное, что поможет выжить нашему колледжу, - это подготовка бакалавров и пребывание в системе Агротехнического университета...

Разумеется, есть в колледже специальное отделение под названием "Организация и ведение фермерского хозяйства". И, что интересно, большинство студентов там - дети фермеров, уже имеющих собственную землю. Они тоже выбрали жизнь и труд на природе - вот у кого не будет проблемы с поиском места работы! Дважды в год выезжают студенты специально на фермерские хозяйства, и хозяева охотно предоставляют этим бесплатным помощникам делянки (в основном, зерновых культур) - во время посева и во время последующего ухода. И не зря над этой землей колледжа колдуют ученые: в год, когда по всей Украине был страшный недород зерновых, опытный участок в с. Маленьком выдал нормальный среднестатический урожай - 30 центнеров с гектара!

Преподает на этом отделении Александр Николаевич Елисеев, и трудно представить на этом месте кого-то другого. Ведь человек стоял у истоков фермерского движения Крыма! Колледж поддерживает теснейшую связь с ассоциацией пока еще немногочисленных крымских фермеров, так что, несомненно, за этим отделением будущее. Председателем Государственной комиссии в колледже стал Сергей Васильевич Тур - он же председатель ассоциации фермеров. Он часто навещает в Маленькое и участвует в работе своего любимого учебного заведения.



СПОРТ

Быть любимым… Быть богатым… Быть уверенным в себе… Быть умным… Что выберете вы, читатель, предложи вам судьба только одно из этих заманчивых состояний? Не сразу придет в голову, но придет, так уж окончательно: из всех земных благ самое надежное, самое ценное, самое замечательное - это быть здоровым, абсолютно здоровым - быть уверенным в своем теле, быть мультимиллионером здоровья.

Чистота и неповторимая, мобилизующая свежесть спортзала остается в памяти едва ли не у каждого из нас как праздник здоровья и молодости. Высокий потолок, затянутые сеткой окна, гимнастические снаряды, мячи, боксерские перчатки и "лапы", шведские стенки... Как не вспоминать об этой жизненной поре спортзалов и стадионов, когда каждая мышца поет, взывает к работе, когда хочется бежать, драться, лазить на деревья! Измеряешь окружность мускулов, отмечаешь свои новые достижения в беге и прыжках и чувствуешь, что становишься сильнее, здоровее с каждой неделей своих спортивных занятий!

Не только спортсмены, но люди самых разных специальностей всегда бывают рады заложенной в молодые годы физической подготовке как гарантии здоровой молодости, долгой полноценной жизни. Юность, прошедшая мимо спортзалов и стадионов, противоестественна! Запах пота и его соленый привкус на губах приятнее самых изысканных ароматов, потому что это вкус и запах твоего победного здоровья, бодрости, силы.

Легкая, приятная боль в мышцах после вчерашней нагрузки бесконечна далека от настоящей боли и по сути - противоположна ей! Потому что она тоже признак сегодняшнего и завтрашнего здоровья.

Поговорку о здоровом теле и здоровом духе в Маленьком не просто знают, здесь на ней обучаются и обучают.

В колледже два стадиона. Один для соревнований, с олимпийским покрытием, и ему нет аналогов среди стадионов учебных заведений. Второй грунтовый, для тренировок. Студенты занимаются в восьми спортивных секциях, регулярно участвуют в соревнованиях с аграрными учебными заведениями 1 и 2 уровня аккредитации (в Бахчисарае, в Советском, в Прибрежном); в районных соревнованиях по футболу, занимают призовые места. Команда выезжает на региональные соревнования в города Украины.

В этом году исполняется шестьдесят лет нерушимой традиции - заниматься утренней гимнастикой. Даже во время войны, эвакуированные в Алма-Ату, студенты и преподаватели, включая директора, не нарушали это священное правило и заряжались на весь предстоящий день!

Успехи в соревнованиях закрепляются проведением традиционных осенне-весенних спартакиад - любимых студентами соревнований и показательных выступлений. Здесь проводятся всевозможные тренинги, месячники по пропаганде здорового образа жизни. И конечно, убедительные беседы с родителями - в расчете на их помощь, на сотрудничество.



О ТЕАТРЕ


Учитесь, набирайтесь ума и культуры, приобщайтесь к искусству, сельские дети! У вас не остается выбора, коль решились поступить в это необычное заведение и прошли конкурс, не такой уж маленький. Может быть, кто-то и хотел бы прожить неотесанным (хотя с дипломом), не умеющим, как говорится, пары слов связать. Есть такие? Вам этого не позволят!

Помимо библиотеки и КВН в колледже работал студенческий театр. Одних он привлекал забавным времяпровождением, для других становился частью жизни. Ведь только выходя на сцену, человек начинает понимать, как много в его жизни зависит от умения играть роли! Великое искусство дипломатии, позволяющее останавливать войны, присоединять земли, находить союзников и обогащать собственное государство, - все это искусство основано на управлении тончайшей игрой человеческих эмоций. Дипломатия в обычной жизни сводится к умению общаться с окружающими, располагать к себе, убеждать и склонять на свою сторону в малых и средних делах, то есть - к успеху почти во всякой деятельности. Театр предоставляет актерам возможность вместо одной судьбы - своей, данной от Бога, испытать разные судьбы! Не потому ли так стремится в актеры всякий, кто верит в свой талант? Хотя и небогаты они (кроме кинозвезд), и жизнь у них беспокойная, и очень у многих от напряжения в игре слишком рано сдает сердце...

Нашему колледжу повезло: в село Маленькое приехал режиссер Дмитрий Лавренчук, до этого работавший в театрах Киева. Профессионал, увлеченный и преданный сцене, он немедленно организовал здесь студенческий театр. И появилось в жизни студентов это новое, неожиданное, небывалое занятие - игра! Каждый, становясь перед зрительным залом, постигал высочайшее из искусств - "искусство быть другим". То была новая полоса, новая эра в жизни колледжа. Отрепетировав, поставив спектакль, ребята и девушки выезжали с гастролями в другие техникумы Крыма, вызывая добрую зависть менее удачливых студентов. Пришла пора - и театральная труппа начала выступать за пределами Крыма, а потом несколько раз выезжала в Киев.

Преподаватели вначале стеснялись, но потом тоже стали играть на спектаклях. К изумлению всеобщему, актером стал даже… главный бухгалтер. Ставили несколько спектаклей по произведениям Н. Островского, но больше всех запомнился спектакль по пьесе древнегреческого драматурга Эсхила "Прометей прикованный". Работа была настолько интересной, что ребят пригласили в Киев, и там они сыграли несколько раз во Дворце Культуры. В Киев ездили артисты гастролирующего там театра из Белоруссии - вот и встретились с ними крымчане, раззнакомились. Теперь друзья.

Потом, увы, режиссер уехал из Маленького - и театральная полоса жизни колледжа закончилось. Спасибо, что была!



ДАРУЙ МНЕ ТИШЬ ТВОИХ БИБЛИОТЕК...


Чтение - вот лучшее учение.

А. С. Пушкин


Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Цицерон


Плакаты с этими изречениями висят в коридоре, перед глазами входящих в библиотеку студентов.

Книги из Ялтинского техникума переехали в с. Маленькое в 1964 году. Привезли 17 тысяч экземпляров книг, потом забрали остальное. С тех пор книжный фонд увеличился втрое и дополняется постоянно, а в лучшие времена поставлялись и все необходимые для занятий учебники. Теперь поставки уменьшились, но нельзя сказать, чтобы Министерство Аграрной политики обижало этот колледж или администрация колледжа уделяла мало внимания библиотеке. Особенно на фоне других учебных учреждений, где ученики и студенты вынуждены сами покупать дорогостоящую учебную литературу, а если нет денег, то просить ее друг у друга или вовсе ограничиваться конспектами. Здешние студенты на 80-90 % обеспечены учебниками за счет библиотечного фонда. В библиотеке помогают найти все нужное для подготовки к зачету или экзамену, для написания контрольной работы, реферата, доклада. Проводятся здесь и различные мероприятия - обсуждения книг, вечера по случаю торжественных дат, "литературные странички". Студенты читают, учат наизусть стихи лучших поэтов, готовят выступления в их юбилейные даты. Заведующая бмблиотекой Татьяна Владимировна Подшивалова проводит много бесед по эстетике поведения, при всяком случае стараясь расширить кругозор своих подопечных, пытается противостоять их заблуждениям и вредным привычкам. Ведь эти юноши и девушки будут не просто специалистами, но руководителями производств, они должны уметь проводить доходчивые беседы с людьми. Притом с людьми самыми разными: с трудягами и лентяями, честными и жуликами, вежливыми и хамами, с людьми откровенными и скрытными, ограниченными и остроумными, доброжелательными и ехидными. Надо уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы, уметь высмеять лодыря и поставить на место наглеца. Надо уметь провести собрание... Да, всему этому учит жизнь. Но если и теперь, благодаря таким беседам, один из пяти не начнет (или бросит) курить, если один из десяти привыкнет читать хорошие книги, а один из двадцати научится думать - все равно это дело святое и правое, на которое нельзя жалеть времени и сил!

Нет, не только учебники берут в этой библиотеке, где "полки книг возносятся стеной..." Вслед за наукой в жизнь подростков и молодых людей входит беллетристика. На занятиях по программе они изучают русских, украинских и зарубежных классиков; читают, правда, и книги облегченные, коих навыпускали сейчас сверх всякой меры. Вот где нужен настоящий навигатор, чтобы научить разбираться в литературе, отличать хорошее от плохого, настоящее от подделки!

Детектив, фантастика, мелодрама - все напечатанное может быть истинным или фиктивным, однако все может равно претендовать на внимание подрастающего человека. Плохие книги уродуют его душу, травмируют психику, искажают и обедняют речь. Зато хорошие книги входят в юную жизнь фейерверком приключений, кладезем мудрости, школой изящной словесности, примером высоких помыслов и благородных поступков.

Собрать такие запасы мы можем только в юности. Взрослому хуже дается всякая учеба, ему труднее проникнуться книгой, поверить той очаровательной выдумке, которая в произведениях настоящего писателя воспринимается правдивее, чем изложенные историками события реальной жизни. Все наше золото чеканится в юности! Да и некогда взрослому читать, если только он не работает вахтером или оператором котельной.

Но настоящему специалисту в любой области знаний необходимы широта взгляда, творческое воображение, интуиция. Эти качества вырабатываются в результате осмысленного чтения художественной литературы, которую не заменить ничем. Ни один компьютер, ни одна спутниковая антенна не передаст нам той бездны сигналов, которые можно уловить, заглянув в собственное сознание, а помогает в этом - книга. Да, вот эти зачитанные странички в потертых библиотечных переплетах скрывают в себе все сокровища, все изобретения человеческого разума!

Но разве только для будущей специальности необходима книга? А для личной, так сказать, жизни? Когда супруги общаются между собою лишь на уровне биологических потребностей, общего хозяйства и экономического взаимоконтроля, такому дому хочется предпочесть любую компанию, пока ты молод, или отдельную комнату (да хоть чулан!) - если устал от жизненной суеты. Вечернюю беседу в доме всегда заменит телевизор, где информацию уже прожевали до тебя и за тебя, так и зачем она, беседа? И главное, о чем? Детям тоже передать нечего, помимо наставлений да подзатыльников, и чужими растут они в родном доме, при живых, любящих, вполне обеспеченных родителях. А причина все та же - пренебрежение с детских лет к художественной литературе!

Поэтому ученым можно долго мудрить, снова и снова классифицируя человечество по возрасту, полу, расам и нациям, придумывать все новые границы - климатические, лингвистические, возрастные... Лишь бы не упустить за этим перечнем одну "мелочь", один особенный, верный критерий, влекущий за собой очень серьезные последствия - отношение человека к печатному слову. Вот он, пренебрегаемый многомудрыми политиками водораздел: читаем мы настоящие книги или не тратим на эти "пустяки" драгоценное время?

Снова и снова затираются в руках студентов аккуратно подклеенные ледериновые обложки. Библиотека вместо дискотеки - это, может быть, и скучновато в семнадцать лет, зато именно здесь, именно теперь определяется будущее.



АРОМАТ ВОСПОМИНАНИЙ

На встречах выпускники колледжа охотно делятся воспоминаниями о своей учебе - ведь это время их юности! Уже немолодые люди, они смеются, дурачатся, подшучивают друг над другом, как будто ради этой ежегодной встречи перенеслись не только через пространство, но и через время. И вернулись в свои пятнадцать, семнадцать, двадцать лет - какой еще нужен человеку праздник?

Андрей Сапунов из Алушты горячо, яростно защищает режим, именно режим этого техникума с его подъемом по времени, зарядкой, самоподготовкой. А ведь тоже был нарушителем, тоже возмущался: в восемнадцать лет - и не взрослый? В школе Андрей часто ходил в синяках, потому что самолюбивый, а еще потому что всегда заступался за товарищей перед слишком дружными ребятами из соседнего класса. Потом ему, уже взрослому семейному гражданину, приходилось заступаться за односельчан и перед бандитами, заступаться, рискуя здоровьем, рискуя жизнью. В армии, в "учебке", этот солдат тоже дрался всерьез и ни одному сержанту не позволил себя унизить! Чего это стоит, поймет только тот, кто сам отслужил в советской, да и в нынешней армии. Став командиром, Сапунов не потерял в себе человека: он не опускался, как другие, до безнаказанного рукоприкладства, он ни разу не обидел того, кто слабее. А в руках не просто держал оружие, но и применял это оружие по приказу. Семь месяцев в адском кострище Афганистана. Девять боевых рейдов, когда не только везением, а еще и находчивостью, быстротой, отвагой, звериным чутьем своим сберег себя и свое отделение. И себе и солдатам он внушал основную, единственную в той страшной и глупой войне боевую задачу: "Выжить, выжить, выжить! Но только не за счет товарища..."

Кстати, в техникуме Сапунов подтягивался на перекладине 36 раз (при собственном весе под девяносто). Такого трудно обидеть! Так вот, даже этот давний выпускник, прошедший такие испытания, вспоминает техникум - и улыбается. Первое, о чем он рассказывает с благодарностью, это режим.

- В него трудно втянуться, зато потом чувствуешь себя как в замечательном учебно-оздоровительном или даже спортивном лагере! Может, я вспоминаю только хорошее, по своей привычке оптимиста. Но воспоминания об этом техникуме - великолепные!

- И еды хватало, при вашей комплекции?

- О, кормили прекрасно! Мне-то было с чем сравнивать...

- А как сама учеба?

- Преподавательский состав сильный, настоящий, доброжелательный. Но - не упросишь, не договоришься... Не то что теперь, в платных школах и вузах. А там - не захочешь, сопротивляться будешь - все равно научат!

- Ну вот, все только хорошее... А если напрячь память? А то получится сплошной панегирик, не поверят читатели. Были же недостатки?

- Трудно даже вспомнить. После одиннадцати придешь - в общежитие не пустят. И не проси!

- А где же спать?

- В окно влезали. Хотя не очень и полазаешь, следят. Да, я же там проштрафился - вот вам и плохое. Затеял грандиозную драку с местными, в сельском Доме культуры. Правда, они первыми начали... И пришлось мне срочно уйти в армию. Как говорят, во избежание серьезных последствий. Только после службы получил диплом, в 1982 году...

- Уже без рукопашных?

- И так уважали...

Добавим, что в том же году техникум окончила Елена Примак. Ей, способной студентке с твердым характером и врожденной тягой к порядку, учеба и весь однажды установленный режим были не в тягость. Воспоминаний Елены хватило бы на целую книгу, но мы расскажем только о самом интересном для нее, о самом памятном. С удовольствием, с улыбкой вспоминает она о студенческой практике, особенно о сборе урожая. Собирали ведь (а значит, и вкушали в свое удовольствие) не только яблоки, но и смородину, и сладкую клубнику... Для студента это было подспорье, о каком и не мечтают в городе!

Следуя программе обмена студентами, Лену вместе с другими отличницами направили в Болгарию. Первое время они там не выходили из кабинетов, спешили, ужимая плановые занятия. Зато потом посадили их на автобус да повезли по этой гостеприимной стране! Крымчане получили редкую для того временили возможность оценить знаменитые болгарские курорты, сравнить их с крымскими. Стоял конец сентября, еще не остыло море. Студенты побывали в Софии, Пловдиве, потом посетили Варну. Километровые песчаные пляжи, на которых тогда еще было не много строений. Фрукты на каждом углу, солнце, улыбки. Молодые болгары - крупные черноглазые парни - вели себя приветливо, пожалуй, даже слишком приветливо. Но ничего, советских студенток в то время надежно охраняли! А вот Сапунов не поехал, жаль, ходили бы вместе по тем улицам. Но Андрей-то не был отличником, как раньше. Он и сам говорил, смеясь, что у него "что-то с головой случилось после Афгана". А было вовсе не смешно; прошло это тягостное "что-то" лишь к последнему курсу...

После окончания техникума всю их группу (лучшую на факультете защиты растений!) наградили и премировали поездкой в Ленинград. Деревенские парни и девушки были потрясены, попав в легендарную, столькими классиками воспетую "северную столицу". Роскошь, изысканность, неповторимость каждой улицы, каждого моста и фонтана, каждого дома, музея, магазина воистину подавляли приезжих. Так покоряли их за год до того Кавказские горы, так впечатляло штормовое море под луной - красота нездешняя, недоступная и даже просто невообразимая, ибо слишком грандиозная, слишком чужая, чтобы правильно воспринять ее и отреагировать. Бережно, по-деревенски рачительно откладывали студенты в память все, что видели. От вокзала сразу начинается Невский, и парни настояли на том, чтобы пройти несколько кварталов, прямо как вышли из вагона, с сумками. И девчонкам помогли нести, лишь бы не нырять сразу в метро! Потом только поехали, и то на троллейбусе. Ах, как надежно отчеканились в цепкой молодой памяти все эти непохожие друг на друга дома, магазины, соборы! И еще помнит Лена, как гудели ноги к вечеру от хождения по Эрмитажу, как шея уставала от постоянного созерцания разрисованных потолков и высоко висящих картин. Но верно послужила привычка старательной студентки все запоминать, слушая экскурсовода. Для нее, как почти для всех остальных, это было первое практическое приобщение к мировому искусству, начальное познание того, без чего человек не в силах избавится от своей не всегда осознаваемой ущербности. Тогда еще не думалось о том, доведется ли детям побывать в нынешнем Санкт-Петербурге... А сейчас думается. Ведь никакие рассказы о городе не заменят экскурсию по нему.

Был конец июня, в домах почти не включали свет. Зачем он, когда и в полночь светло, когда ночь ненастоящая, белая, и небесный свет перемещается незаметно по южной части небосклона, так что вечерняя заря плавно переходит в утреннюю... Все что угодно, только не спать! Днем ходили сонные, счастливые, опять выстаивали в музеях перед картинами, опять слушали экскурсоводов, и страшно хотелось подремать после обеда, но руководитель, такой добрый и покладистый вначале, упрямо будил их каждое утро и не давал отдохнуть после обеда, он все гонял, гонял молодежь по музеям и выставкам, выполняя заранее разработанный план экскурсий. Стонали! А к вечеру сон проходил, развеивался, и усталости как не бывало, потому что молодые, потому что ночь белая, потому что хорошо...

Но даже не эта экскурсия сверкала ярким и некогда тайным светилом ее грез, хотя уже там, в летнем Ленинграде, они были вдвоем. Сладчайшее из воспоминаний Елены - то, о чем она молчит упорно, да так бы и отмолчалась, если бы не давнее наше знакомство. Ведь это их парк, общежития, весна, аромат цветущих яблонь, пение птиц. В мае прилетел соловей. Кажется, он прилетал каждую весну и селился в одном и том же месте, но она помнит только одну весну. Соловей спрятался в кроне акации напротив окна и запел, да так громко, так мастерски переливая голос на десять, на пятнадцать колен, будто его кто-то учил специально! Да-да, преподаватель говорил, что у каждого молодого соловья есть, был свой учитель пения... Странно, что так трудно увидеть соловья. Не то что певчего дрозда, тот специально забирается на самую высокую ветку... Шальные, дурашливые мысли невпопад навевались той весною. Лена стала нарушать режим, пропускать самоподготовку и даже опаздывать к отбою: пришла ее первая весна. Она потом признавалась, что никогда не ожидала от себя такого. Кому признавалась? Ему!

Андрей глядел на нее из окна своего общежития - на нее, еще незнакомую первокурсницу, и был счастлив. Счастлив своею молодостью, чудом сохраненной в афганской войне, счастлив новым, оживающим сознанием, что, кажется, не только тело сохранил он, что в нем упрямо просыпается душа! Не одним же спортом, не одними горными походами да драками на сельской танцплощадке жил этот своенравный, непохожий на других парень. Бравируя своим непониманием поэзии, он взял однажды, по настойчивому совету библиотекарши, сборник Николая Рубцова. И вдруг зачитался:


Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад.

Трудное, трудное все забывается,

Светлые звезды горят!


Он почему-то вспомнил, как плакал на школьной экскурсии в Брестской крепости и в Хатыни, давился слезами и стыдился их, и как передались его слезы другим восьмиклассникам. Прочитал и подумал: "Да это же про меня! Все трудное забывается, все еще будет". И опять на глаза навернулись слезы. Хорошо, что никто не видел в эти минуты вчерашнего командира! И никто не перебил настроения, не помешал молча дочитать про ту далекую, чужую северную деревню, которая вдруг показалась ему родной:


В этой деревне огни не погашены,

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...

Но вот опять прошла Она, хоть выбегай в парк, догоняй! Нет, не надо, завтра увидятся на занятиях, они же в одной группе. "Попрошу у нее тетрадку, заговорю", - подумал он, замирая.

Так вот почему взрослые выпускники так любят приезжать сюда и вспоминать о своем лучшем времени! Правильно делает директор, что не устраивает дискотек. Зачем, когда и безо всяких танцев (хотя и не без вина) кружились у взрослых людей головы, как кружатся у сегодняшних студентов, - от этих весен, от ароматов цветущих трав и деревьев, от аромата жизни, который они начинают чувствовать и предвкушать?

С вечера пел соловей. Он и здесь был слышен, а что там, напротив ее окна? Мыслимо ли заснуть под такие рулады? Что снится ей?..

Он так и не узнал, сколько раз вот так же стояла у окна неразговорчивая студентка, стояла и думала - что снится ему...

Закончив техникум и проработав несколько лет агрономом у себя в селе, в совхозе "Малореченский" Алуштинского района, наш прирожденный боец пошел служить на заставу мичманом. Теперь Андрей Константинович исправно служит на этой заставе, спрятанной глубоко в горах, над диким скалистым берегом в окрестностях Солнечногорского. В свободное время он охотно читает книги (иногда и стихи), обучает матросов рукопашному бою и никогда не обижает их. Не вижу, говорит, в этом доблести! А свои агрономические знания выпускник техникума в полной мере применяет на приусадебном участке. К ним часто заходят соседи, советуются с профессионалами, когда лучше посадить помидоры, на сколько глазков обрезать в этом году персик и виноград, чем опылять яблоню...

Елена тоже работала в совхозе, была бригадиром, но сначала бригаду расформировали, а потом и весь совхоз стал распадаться. Теперь она так же рачительно, по бригадирски, ведет свое домашнее хозяйство с большим, чуть ли не фермерским садом и огородом. У них двое сыновей. Старший учится в медицинском университете, он похож на отца - такой же бравый и сильный. Младший тоже похож на отца - он такой же мечтатель. Ведают ли ребята, чему обязаны самим фактом своего появления на свет? Придет пора, своя для каждого, - парни задумаются и поймут, что виновата все та же весна - аромат садов, песни соловья, сорокалетний парк техникума в селе Маленьком, о котором так редко вспоминают, но так охотно рассказывают их родители!


ПРОЩАНИЕ

Вот и завершилось наше знакомство с Крымским агропромышленным колледжем. Миновало время - для гостей дни, для студентов долгие, трудные, зато полезные и веселые годы. Прошли они вместе с юностью, в которой уже ничего нельзя переменить, и стали лучшими в жизни воспоминаниями. Да, у каждого из нас есть отрезок жизни, который можно было прожить по-другому, однако время назад не возвращается. И если вдруг в период становления, в эти самые главные годы юности мы оступились, ошибка разрастется и черной тенью ляжет на судьбу. Тогда уже никакие удовольствия тех лет не украсят жизнь воспоминаниями. И наоборот, юность, проведенная с пользой, пускай в труде, но без обвальных роковых ошибок, программирует нас на жизнь долгую и счастливую. Обо всех, даже о мучительных эпизодах такой юности мы будем вспоминать радостно - об учебе и практике, о дружбе и вражде, о первой любви и первой отчаянной драке, о спортивных победах и поражениях. И конечно, - о режиме, которым так тяготились на первом курсе, но который тоже помог сложиться нашей главной победе.

Да, именно здесь, в одном из очень немногих учебных заведений, молодые люди надежно застрахованы от своих опрометчивых поступков и от того житейского зла, которое не позволяет перерасти веселому и слишком вольному "вчера" в счастливое "сегодня".

Вот почему на встречах выпускников, среди разговоров, вопросов и споров прослушивается главное, о чем хочется сказать каждому: "Поучиться бы здесь еще, приехать бы хоть на годик. Ну хоть на месяц, на неделю!" И вздыхают взрослые дяди и тети: зачем говорить о невозможном.

А потом, в положенный срок, приходит к ним пора узнать себя в подрастающих детях. Наступает день - и привозят они сына или дочь в свои родные пенаты - очень часто привозят именно те, кто здесь учился! Оглядываются, потихоньку вздыхая. Преподаватели все те же, хоть и постарели; деревья подросли, но их тоже можно узнать. Те же корпуса, классы, та же столько раз выручавшая столовая, где кормили и кормят по талонам... Даже обновленные ковровые дорожки уложены на тех же лестницах! Родители смотрят и понимают, что опять оказались в одном из оазисов, которые остаются еще на земле в вихре стремительных, а то и страшных общественных перемен. Здесь тоже видны эти перемены, но они проникают сюда медленно, как будто проходят через фильтр. Или, может быть, защищено это пространство особыми экранами, за которые не проходит некая губительная для души радиация - разрушительная сила сотворенного человеком зла. А если и проходит, то в уменьшенном, рассеянном, неопасном виде. Родители начинают видеть здесь (почему-то именно здесь) и понимать, что не так уж сильно переменилась молодежь. Успокаиваются взрослые, благословляют детей на учебу и спокойно оставляют их в летнем парке, в вестибюле учебного корпуса, в нарядных комнатах общежитий. И кто-то, наверное, задумывается на прощанье: "Вот я мечтал о невозможном - повторить этот путь. Пройди его ты, потом мне расскажешь. Только не забудь, что второй юности не бывает..."




2004 год.





Чёрный фонБелый текст
Зелёный фонСерый текст
Синий фонРозовый текст
(Наш фон)
Салатовый текст
Фиолетовый фон
(Наш текст)
Голубой фонФиолетовый текст
Салатовый фонТёмно-синий текст
Розовый фонСиний текст
Серый фонЗелёный текст
Белый фонЧёрный текст


Адрес Дмитрия Тарасенко: dmitar@list.ru