Короткий сон исполненных желаний
Приезжай, когда цветет миндаль, Мы пройдем, грустя и торжествуя, Позабыть вдвоем, как было жаль Дней и лет, растраченных впустую…
Это четверостишие местного поэта могло бы занять один из рекламных щитов на Набережной Ялты. Слова навевают настроение, запоминаются и зовут приехать, притом еще зимой, в межсезонье, когда делать на берегу вроде бы нечего, и каждый отдыхающий для города - подарок. На соседнем щите могло бы работать другое четверостишие, например:
Опять - в тепло полуденных лучей, В цветы полузатерянных тропинок, Игристых вин, рассветов и ночей, Грядущих снов и слов неповторимых!..
А на третьем - слова, именно из тех, неповторимых. Разве мало их обронили здесь великие поэты?
Прекрасны вы, брега Тавриды, Когда вас видишь с корабля При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я…
Восторг перед божественной природой продиктовал эти строки, да в них и остался, как бессмертный джинн в бутылке, чтобы и через сто семьдесят лет ожить в душе читателя, чтобы околдовать, вдбудоражить не верящих в чудеса, а потом выполнить для них свои клятвенные, сказочные "три желания". На другой стороне щита можно закрепить увеличенную до размеров плаката фотографию из немногих настоящих, от которой трудно оторваться. Найти ее несложно: фотохудожники выставляют свои произведения на той же Набережной, под платанами. Только выбирать должен человек со вкусом. Картина или фотография тоже западает в память и зовет приехать на следующий год. Я знаю в Ялте кафе, владельцы которого специально подбирают музыку, чтобы она завлекала посетителей. Люди сидят за столиками притихшие, осчастливленные уже самой музыкой - всесильной, властно управляющей нами. Сначала кажется, что это концерт - классический, эстрадный, джазовый… Постепенно как будто перестаешь слышать звуки и начинаешь жить ими. Случайно зашли перекусить, а попали к тихим добрым волшебникам, которые захватили души и ворожат, остерегают, обнадеживают, проводят под небесами и вдруг роняют, чтобы заботливо подхватить перед самой землей… Так сладко пребывать в этой стихии, сдаваться ей добровольно, чтобы выйти обновленными, с чувством постигнутой тайны! Секрет успеха, прямо скажем, процветания вовсе не в том, что хозяин кафе раньше был музыкантом или психологом. Хозяин - бизнесмен. Но он держит на зарплате, вместо не нужного здесь вышибалы, все того же незаменимого в наши дни человека со вкусом. Жаль, что городской бюджет не может позволить себе такой роскоши. Что он вспомнит, приезжий? Какая ностальгическая мечта подтолкнет его перед очередным отпуском отправиться именно в Крым, в край извечно благодатного климата и более чем сомнительного сервиса? Задолго до лета вспоминать бы нам общечеловеческую заповедь: не можешь помочь, так хотя бы не навреди! Крым без приезжих - что грузовик без груза. После прошлых десятилетий тоскливо видеть пустынные зимние набережные в Ялте, Алуште, Судаке... Еще живые города и поселки с сентября о май впадают в спячку, в безделье, в неторопливое, одною только нищетой сдерживаемое пьянство. Не работа прекращается, не простое пополнение бюджета - сама жизнь замирает. Как же привлечь отдыхающих и зимой, когда на бескрайних просторах России взрываются деревья от крещенских морозов, а в Крыму уже зацветает миндаль? Рекламой! Власти откликнулись и установили рекламные щиты, правда, не в Москве, не в Киеве, а в самой Ялте. Надежные, металлические, долговечные. "Оптичили", как говорят, мероприятие. На каждом щите укрепили плакат… со стихами о Крыме? С лучшими фотографиями? Хотя бы просто с восходом солнца над Медведь-горой? Увы, бюджет не позволяет. Из-под стекол глядят на нас удивленные портреты случайных незнакомцев и поясняющие надписи: "Зона твого комфорту". Не спрашиваю, почему по-украински. Но почему на "ты"? Это что, реклама для подростков? Почему "зона"? Для нуворишей, как напоминание о прошлом и предостережение на будущее? Кому нужна эта реклама зимой, когда отдыхающих, практически, нет. Местным? Плакаты покоробились от первого же дождя и только портят пейзаж. Да и вообще, зачем они в Ялте? Человек уж и так приехал, он без подсказок разберется в степени "свого комфорту". Поскольку степень невелика, то в память приезжему западет только одно слово "зона". Тому и песня поможет, недаром же надрывается динамик с ближайшего лотка: " Без меня тебе на нарах одному не долго спать!.." Смею предположить, что людям небезразлично, под какое звуковое сопровождение принимать сполна оплаченные блага курорта: любоваться морем, вдыхать аромат магнолий, шептать нежные слова на ушко друг дружке. И нет им дела до очередной эстрадной "суперзвезды", которую нужно срочно раскрутить к началу сезона. Слова и аккорды в воздухе - тоже имидж города, о котором должен заботиться, как известно, каждый. Даже работники отдела культуры горисполкома. Коммунхоз ведь справляется худо-бедно, а словесный мусор ничуть не лучше мусора под ногами! Так давайте постараемся, к нашему общему благу, чтобы приезжие полюбили Крым надолго. Любовь зарождается случайно, сама, но потом ей нужна пища. Как всему живому.
Балкон над морем, "изабеллы" гроздь, Как на вчерашнем видеоэкране. Я снова здесь, счастливый званый гость, В коротком сне исполненных желаний!
|