Детский лепетСвои первые осознанные слова человек произносит обычно в годовалом возрасте, а память историческая прорезается у нас лет, примерно, с трех. Исходя из этого наблюдения, вполне логично предположить, что ребенок начинает понимать то, что слышит, чуть пораньше - скажем, в полгодика. Так что молодые родители, не лишенные чувства ответственности, начинают следить за собственной речью в доме, когда ребенок достигает этого тревожного рубежа. Между тем психологи утверждают, что понимание и даже запоминание приходит к детям раньше, гораздо раньше, с самого рождения и даже в утробе матери! Если не вникают дети в смысл услышанных слов, то очень верно и тонко различают интонации. Поэтому начинать корректировать речь надо бы пораньше. Лучше, конечно, если она откорректирована уже в процессе собственного воспитания, но с этим у нас в последнее время стало сложно как никогда. Первые произнесенные ребенком слова станут отчасти повторением тех речей, которые он слышит еще в пору "непонимания". Беседы родителей между собой, болтовня будущей мамаши с подружками, серьезные разговоры будущего отца с коллегами по работе, с соседями по двору или по винной стойке - все откладывается в память, создает настроение и уже влияет на будущий характер того, кто еще не родился! Советские педиатры и педагоги-теоретики рекомендовали пореже брать малыша на руки, укладывать на ночь непременно в отдельной кроватке и не реагировать на его крик, если нет видимой причины, то есть, не потакать капризам. Даже новорожденного отдавали матери для первого кормления только через двенадцать часов, когда он вдоволь накричится (и ничего, при этом развиваются легкие), когда Бог весть какие чувства пронесутся в его еще неоформленном сознании от того, что пришел он в чужой страшный и враждебный мир и нет рядом существа, к которому привык за девять месяцев (не будет, стало быть, и защиты) - не слышно ни голоса матери, ни ее ровного, успокаивающего и усыпляющего сердцебиения, не слышно ее привычного дыхания. Многие психические надломы, бессознательные страхи и необъяснимые мании взрослых зародились в те научно высчитанные двенадцать часов. К счастью, времена эти миновали. "Ни в коем случае нельзя укачивать малыша!" Это предостережение тоже из времен не столь отдаленных. А весь мир давно пришел к тому, что кормить ребенка надо с первых минут жизни (и не по расписанию, а когда ребенок голоден), а когда закричит - брать на руки и успокаивать, что спать с ним можно (и нужно) в одной постели, причем не только для удобства родителей, которым не придется вскакивать по ночам, но просто ему (и вам) так спокойнее. Хватит нам совершенствовать природу, научиться бы постигать ее, следовать ей, на сколько сумеем! И укачивать надо, раз малышу нравится, не испортит это вестибулярный аппарат, а наоборот, укрепит. Ведь в утробе матери он всю свою предыдущую жизнь "укачивался", да еще как. С четырех месяцев ребенок обычно начинает издавать неукротимый поток звуков, который называют лепетом. Это, конечно, не речь, но это единственный доступный малышу способ общения с вами. Не игнорируйте его. Педиатры заметили, что дети, с которыми родители много общаются с самого раннего возраста, веселы и довольны своим существованием. Они менее капризны, по сравнению с младенцами, чьи родители из боязни избаловать мало общаются с ними. Ребенку надо помогать "разговаривать", даже если это всего лишь "ма" или "ба", ведь ваш "диалог" - не только стимул совершенствования в произнесении более сложных звуков, это поощрение общего развития. Ребенок "говорлив" в этом возрасте ровно настолько, насколько вы его поощряете, а в будущем его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться всему на свете. Так что не отвечать на "гуление" малыша так же невежливо, как на реплику взрослого. Разговаривайте с ребенком всегда: гуляя с ним, одевая его, купая; рассказывайте, из чего приготовлена каша, которой вы его кормите, и чем она полезна; комментируйте свои действия во время уборки; рассматривайте вместе, называя предметы, картинки в книжках. Говорите с маленьким человеком нормально, не "сюсюкая"; ему сейчас важно не содержание, а ваша плавная, интересно звучащая, по возможности богатая и грамотная речь. Не старайтесь упрощать слова и предложения, ваши фразы станут неестественными. А кроха с одинаковой радостью отреагирует и на вашу сентенцию о развитии мировой экономики, и на хорошо продуманное простое предложение о собачке. Но вот ваш малыш произносит свои первые слова-самоделки. Что делать: исправлять или умиляться? Наверное, правильнее отнестись к ним как к его попыткам усовершенствовать ваше с ним общение. На первых порах бесполезно заставлять "годовичка" произносить слово верно, ребенок не подражает языку взрослых, а осваивает его в развитии, в сочетании с предметами, действиями, мимикой, интонацией. Делать вид, что вы не понимаете его словечек, значит обманывать маленького собеседника, он это чувствует, огорчается собственной неспособностью объяснить вам такие важные для него вещи, обижается. Помните, сейчас речь вашего ребенка поощряется удовольствием и лаской, а слова-самоделки превратятся в правильные слова сами собой, без ваших подсказок. Отвергая общение на языке малыша, вы тормозите его языковое развитие. Но еще опаснее постоянно разговаривать с ребенком на "детском" языке: вы лишаете своего говоруна образца для подражания и замедляете его развитие. Не надо переживать, если ребенок долго не начинает говорить. У соседей, скажем, болтает с восьми месяцев, а вашему уже больше года, и все только гукает. Скорее всего, у него идет накопление словарного запаса в памяти, а потом будет прорыв и хлынет такой поток, такие перлы, что только держитесь!.. Кстати, запас этот собирался именно из того репертуара, который звучал в доме, когда ребенок только слушал и "не понимал". Помните об этом и берегите свое дитя в его самый ответственный, самый ранний период. Врачи установили, что физическая травма во время беременности тем опаснее для будущего ребенка, чем меньше срок беременности. Подобно этому и неосторожные слова, и грубые интонации тем глубже оседают в детской памяти, чем раньше дитя начинает их слушать. Не зря же говорят: "Впитал с молоком матери". В связи с этим не мешает переосмыслить правило для кормящих матерей, тоже навязываемое в прошлом. Согласно этому правилу, нельзя читать книгу во время кормления. Это чтобы, значит, мыслями не отвлекаться от процесса. Подобным образом принято одергивать и каждого из нас: "Во время еды нужно молчать и думать только о еде". Или даже в рифму: "Когда я ем, я глух и нем!" Но позвольте, человек, если, конечно, он не йог, не может думать только о тщательно пережевываемой пище. Стошнит от таких мыслей, да и от жизни такой! У нас масса проблем, которые займут наши мысли, не занятые приятной (не воспитывающей!) легкой беседой или чтением. Так, наверное, и с кормлением. Не стану утверждать, что если мама во время кормления грудью читает Шекспира или Канта, то ребенок вырастет умным, а если бульварные романы, то - дураком. Но какая-то малоизученная связь между мыслями матери и формированием ребенка, безусловно, есть. Одна моя знакомая во время вскармливания сына перечла, несколько томов Льва Толстого, затем Достоевского, потом Бунина, потом еще томик Куприна. И знаете, у мальчика уже к пяти годам прорезались явные литературные способности. Первые слова ребенка обычно вызывают у родителей не меньший восторг, чем первые шаги. Но первые шаги еще не означают, что малыш научился ходить. Так и первые слова еще не есть умение выражать мысли. Но взаимосвязь речи и мышления давно доказана. Чем быстрее и лучше ваш малыш осваивает новые слова, овладевает речью, тем быстрее развивается его мышление, и чем лучше он умеет мыслить, тем богаче и разнообразнее его речь. Для этого надо все время помогать ему, разговаривать с ним. Но пользу приносит только двустороннее, взаимное общение. Если малыш взволнованно вам рассказывает о чем-то, а вы отделываетесь междометиями или изредка вставляете "Да ну!", "Вот как?", он очень скоро поймет, что на самом деле вы думаете о чем-то своем и к его словам не прислушиваетесь. Обращаться к вам он будет все реже и только по необходимости. Вы этого хотели? Малоэффективны и ваши длинные монологи, обращенные к малышу. Если вы не делаете пауз, чтобы ребенок мог вставить слово, на которое, в свою очередь, отреагируете вы, малыш перестает вас слушать, ваша умная тирада или поучительное рассуждение обернется бесполезным сотрясением воздуха - будто радиоприемник включен, но передачу никто не слушает. Учите своего ребенка говорить красиво, верно выговаривая звуки и точно подбирая слова. Это так же важно, как умение аккуратно кушать и завязывать шнурки на бантик. А может даже важнее. Любой толковый логопед скажет вам, что ошибки в произнесении звуков в словах следует исправлять, как только малыш научился верно произносить отдельные звуки. Если, скажем, ребенок освоил звук "Р", а в его словаре уже полно слов, где этот сложный звук заменен другим, надо постоянно держать речь малыша под контролем и при всяком неверном произнесении слова говорить, например: "Не слышу, соринка в ухо попала!" И уж поверьте, ваш ребенок постарается, чтобы вы его услышали, и произнесет верно. Ведь ему так важно быть услышанным! Но "не слышать" должны все домашние, "не слышать" должна воспитательница в садике... - малыш примет условия игры, и недели через две звук будет поставлен. А можно полениться, упустить время, и он всю жизнь будет картавить либо "грассировать" на французский лад. Даже если вам это очень нравится, не уверен, что когда ваш ребенок вырастет, он поблагодарит вас за вашу небрежность. Каждый отец, каждая мать хочет видеть своих детей счастливыми. В юности у человека появляются друзья, первая любовь, первая ревность и ненависть, первые серьезные мысли. Проходит время, и у вашего "дитятки" складывается своя семья. Хорошо ли, плохо ли - другой вопрос. Но сама возможность выбора спутника жизни ограничена многими рамками: внешностью, чертами характера, степенью интеллектуального развития и, особенно в рыночное время, наличием и размером капитала. Последнее условие следовало бы, исходя из здравого смысла, поставить на первое место, затем оговорить внешность, и так далее. Но это - если решать умом, а не сердцем. Когда решают молодые сердца, к чертям летят все продуманные варианты предусмотрительных родителей. "Он хороший, мама, и заботливый, и верный, и нужды знать не будем, и любит! Но мне скучно с ним, мама, сама не знаю, что со мною..." Сколько классических произведений построено на таких драмах! Потом ведь, как правило, появляется "негодяй" - безденежный, а то и вовсе альфонс, не заботливый, не любящий, неверный, но умеющий уговаривать, да так, что голова кружится! И тот, хороший, у которого все есть, становится рогоносцем. Завидная судьба? Ведь его тоже воспитывали родители для счастья, ему дали, как им казалось, все, да с каким трудом! Вот только не обучили такой ерунде, как речь: мужику вообще болтать не пристало. А тот, другой, владеет этим страшным оружием, и его многоцветная, убедительная, завораживающая, опьяняющая и разбивающая сердца соблазнительница-речь не ведает поражения. Здесь для контраста обозначены два полюса, но чаще бывает по-другому. Умеющий говорить не обязательно вырастает альфонсом и ловеласом, он может и в деловых качествах не отставать от своих молчаливых и энергичных сверстников, а в чем-то и превосходить их. И любить, как всякий нормальный человек. Только никогда он не услышит от любимой, что с ним скучно, и вряд ли лоб ему придется щупать, в поиске известных украшений. Так что помимо перечисленных градаций существует еще и эта, корректирующая слишком приземленных людей, которые утверждают, вопреки мудрой народной пословице, что счастье именно в деньгах. Есть рассказ О. Генри, в котором изображен предельно некрасивый человек, рекламирующий жидкость для полоскания горла. Его речь завораживала собеседника настолько, что через пять-десять минут этот собеседник, будь то мужчина или женщина, буквально забывал о делах и готов был сидеть и слушать до бесконечности. Герой рассказа жил, руководствуясь правилом: "Блеск остроумия сильней блеска глаз, полоскания важнее притираний, и никакой фотограф не заменит фонограф". Этот человек сам сформировал себя таким, когда понял, насколько неприглядной внешностью наградила его природа. И - победил. Такая победа над несправедливостью природы может осчастливить не только мужчину. Вопреки житейскому взгляду, существует немало мужей, которым смертельно надоели их расфуфыренные куколки-жены, и не приносит радости короткое забытье на стороне. Хочется просто поговорить по-человечески дома, чтобы душа раздышалась и зажила полноценно - с восторгами, нежностью, весельем и светлой грустью, чтобы понимала и дополняла ее другая душа, которая рядом. А этого-то и нет. Главное, чем живет семья, упущено! Нет, значит, и счастья. Для некрасивой девочки, которая захочет, конечно же, быть счастливой, спасение не в деньгах (на деньги обычно слетаются мерзавцы) и не в чудесах косметики, но в изяществе, остроумии, доброте, в умении выразить свои мысли, свою красоту душевную (а все это еще надо иметь), в умении понять того, кто рядом. Не знаю, правда, что легче родителям, - сколотить для нее капиталец или воспитать перечисленные качества. Пожалуй, все-таки первое. Тем более, что проблем невпроворот, и никак нам не обойти основную закономерность общества: есть деньги - значит, нет времени на общение с детьми; есть время - нет денег. И думать приходится о них, проклятых, а не о такой ничтожной мелочи, как детский лепет. Но если родители задают педагогу вопрос, когда им начинать обучать своего ребенка искусству речи, то они уже опоздали. |