Дмитрий Тарасенко

(Главная) Очерки Статьи Рассказы Стихи Песни Книги Крымоведение

Кузитканы

Рассказ туриста

С начала нашей эры сквозь крымский лес проходят остатки римской дороги. Вымощенная булыжником, она вела с Мангупа мимо нынешнего кордона "Чайный домик" на Ай-Петри. Это был один из первых караванных путей через полуостров. Мой знакомый скалолаз, человек не робкий, не раз зависавший над пропастью, однажды долго шел этой дорогой и расположился на ночлег перед скалой Кузиткан-Топчан. Светила полная луна. Усталый путник начал задремывать, но вдруг проснулся от непонятных звуков, вылез на влажную от росы траву, огляделся - и увидел…

Можно быть храбрым в реальном мире, но обмирать от мистики. Наш герой не выдержал. Он свернул палатку и почти бегом перебрался подальше, в спокойное место. Другие любители походов тоже рассказывали о непонятных существах, которые появляются вечерами возле пещеры Кузиткан-Топчан да так действуют на психику, что какой там сон!

Мы с другом загорелись жаждой открыть тайну и специально отправились туда в пору полнолуния. Поставили палатку рядом с пещерой, в том самом месте, о котором рассказывал скалолаз, на старом кострище развели свой костер. Легли, не закрыв полога, чтобы поглядывать на большую скалу метрах в пятидесяти, открытую и гладкую, как созданный природой киноэкран. Припомнился детский рассказ Николая Носова, где ворона стучала по крыше, а мальчики в комнате слушали и шепотом убеждали друг друга, что волков они не боятся, и тигров не боятся, и крокодилов тоже не боятся… Начало темнеть, но взошла и подсветила лес луна. И тут мы услышали какие-то странные звуки: тук-тук, тук-тук, ш-ш-ш… С нервным смешком я начал повторять про себя, что тоже, конечно, не боюсь ни волков, ни тигров, ни крокодилов. Все это могло показаться забавной иллюзией, шуткой, если бы разные люди не рассказывали нам с такой убежденностью про ужасных пещерных карликов - "кузитканов"!

И вот они проявились на фоне скалы - пять или шесть маленьких человечков, похожих не то на обезьянок, не то на сказочных гномов. Ушастые, пузатые существа идут, постукивая ногами, сопят. Живые, настоящие! И самим появлением отрицают законы материального мира, перечеркивают все доводы здравого смысла. "Кузитканы!" Одни называли их лесными браконьерами, другие - инопланетянами, местный старик даже сказал, что это недобитые на войне фрицы. Было жутко, но мы схватили фотоаппараты и пошли в сторону заколдованной скалы. Надо! Иначе зачем было приходить? Шли резво, держа наготове фотоаппараты и стараясь не шуметь. Мы готовились раскрыть многолетнюю магическую тайну этих дебрей с довольно выразительным названием "Сусанинский лес". Вот скала, на фоне которой они появились. Деревья. Кусты. Едва заметная тропинка под скалой - их вечерняя тропа! Мы долго светили фонарями, переговаривались шепотом. Ничего не нашли. Вернулись и долго сидели перед палаткой. Легли. И вот - опять стук, сопение. Словно кто-то дразнит нас нарочно. Да вон же они! Вскочили, не сговариваясь, идем, почти бежим уже знакомой дорогой. Дурацкий страх примолк, но разгорелось любопытство сверх меры. Проверяем - опять никого и ничего…

Вернулись в палатку, улеглись. Нас начали одолевать комары, и мы закинули полог. Хватит, надоело. Какая-то нелепая игра звуков, света и тени! Качнулся, скрипнул под ветерком грабинник, шевельнулась на скале его бледная тень. Зашуршал и фыркнул еж. Упала на палатку кисточка буковых орешков… Ночной лес живет своей размеренной жизнью, и не все в ней разгадано… Так что все, спим. Если опять проходили "кузитканы", мы об этом не узнали…

Утром мы обошли и внимательно изучили тропинку. Обнаружили явные острые вмятины от копыт и объеденную кору. Козы? Тогда уж, скорее, косули. Так просто! Может быть, семья кабанов? Нет, те громко визжат и хрюкают, им бояться некого. Но звери могли пройти здесь еще днем. Их следы ведут по тропинке, сворачивают и теряются в траве...

Продуктов у нас хватало, и мы решили остаться еще на сутки. Следы тщательно затоптали, чтобы утром увидеть новые, если они появятся. Днем гуляли по Сусанинскому лесу, где и вправду легко заблудиться. Потом снова заглянули в пещеру. Перед ужином развели огонь, заранее испытывая восторг и некий вдохновенный ужас от прикосновения к мистическому.

Но что-то переменилось в природе. Не было росы на траве. Дым костра не поднимался вверх, как вчера; он стелился по земле, заставлял жмуриться и переходить с места на место. Мне даже голос товарища показался глухим и гугнивым, словно доносился из ямы. Некое непонятное, болезненное напряжение в природе, не желающей открывать свои тайны, передалось нам в виде усталости и нервозности. Мы откинули полог палатки, подвязали его шнуром и улеглись. Комаров не было, зато камни давили под ребра сильнее, чем вчера. Плоская скала-экран показалась слишком далекой и темной. Луна всходила мутным пятном. Молчал неподвижный лес…

Мы ждали долго, а потом так и уснули, опять не увидев своих "кузитканов". Под утро закапал дождик, и никакие следы на тропинке не сохранились. Увы, неразгаданной осталась эта жгучая и жуткая тайна пещерных гномиков. По сей день пугают они туристов своими рогами, ушами, своим тихим сопением - и тем, что немедленно исчезают при появлении человека. Надежно вселяется в наше сознание сей маленький ужастик, передается в устных сказаниях, а вот теперь еще и в печатном слове - так сказать, по первоисточникам. Новые любопытные приходят и будут приходить к этой пещере, чтобы послушать, чтобы увидеть, чтобы понять. Среди этих любопытных однажды опять окажемся мы. Зараженные нераскрытой тайной, мы стали пожизненными невольниками. И пусть она остается, эта загадка, веселит и разнообразит нашу жизнь!

Лишь бы не было среди зрителей настоящих браконьеров. Кто-нибудь может выстрелить в "кузиткана", и если тот вправду окажется зайцем или козленком, то убитой будет еще и наша сказка.